Психолог в ИТ-компании и другие виды психологической поддержки сотрудников

blog

На сегодняшний день в Украине ИT-индустрия является одной из самых прогрессивных сфер бизнеса, активно развиваясь и заимствуя западные модели как в построении бизнес-процессов, так и в организации оптимальных условий работы для своих людей.

В течении нескольких последних лет в западных компаниях все активнее появляются тенденции заботы не только о физическом, но также и о ментальном здоровье сотрудников. В связи с пандемией, которая в том числе способствовала повышению общего уровня стресса и тревожности, многие IT-организации начали и продолжают внедрять новые программы и практики, направленные на поддержание психического здоровья своих инженеров. 

Согласно опросу Gartner (2020) число компаний, которые расширили существующие программы по поддержанию психического здоровья в своей организации, составило 32 %. Среди наиболее популярных практик: внедрение психологического консультирования онлайн, покупка подписок на тематические приложения, тематические лекции / воркшопы (например, по стрессоустойчивости). С началом пандемии в марте 2020 года около 5% организаций ввели новые программы по психическому здоровью как незамедлительную реакцию на кризисную ситуацию.  

Украинские IT-компании не отстают и также начинают следовать этому тренду, внедряя практики, направленные на улучшение психического благополучия в своих организациях.

Психологическая поддержка сотрудников: какие варианты для организаций существуют?

Практика сотрудничества с коучами или организационными консультантами для команд в период перемен для владельцев бизнеса и HR-руководителей в Украине является знакомой. Если же речь идет о более широкой и комплексной задаче, как например перманентное поддержание психического здоровья сотрудников, у компаний может возникнуть множество трудностей и вопросов.

Для начала давайте рассмотрим, какие виды психологической поддержки применяются организациями других индустрий, а также определим, в чем их преимущества и недостатки.

Корпоративный психолог.

Как специалист, работающий в одной выбранной организации, корпоративный психолог обычно заключает контракт с компанией, будучи таким образом частью внутренней функции, чаще всего ближе к HR-департаменту. 

Корпоративный психолог в организации может иметь дело со следующими процессами: подбор кадров (составление психологических портретов кандидатов, оценка их соответствия требуемой роли и т.д.), организация коммуникации и помощь в решении конфликтов в коллективе. 

Также он может предоставлять следующие услуги:

  • проводить аудит психологического состояния сотрудников;
  • помогать решать психологические запросы во время индивидуальных консультаций;
  • консультировать руководителей компании относительно психологического климата в коллективе; 
  • участвовать в организации или проводить тематические тренинги.

Если говорить про IT, то скорее всего разница для инженерной индустрии будет в том, что при предоставление опции корпоративного психолога важно соблюдать высокий уровень конфиденциальности, давая возможность пользоваться услугами психолога как можно более анонимно. Это продиктовано тем, что IT-специалисты очень внимательны к использованию данных о себе, соответственно решиться прибегнуть к услугам психолога они смогут при гарантии конфиденциальности, что часто невозможно, если речь идет о штатном терапевте.

Плюсы корпоративного психолога для компании:

  • Лучшее понимание бизнеса, а именно индустрии и ее специфики; 
  • Лучшее понимание организационной культуры.

Среди минусов:

  • Низкий уровень доверия и конфиденциальности. Как правило, к штатному психологу не спешат обращаться с запросами о помощи из-за страха раскрытия содержания бесед перед непосредственными и топ-менеджерами или людьми из HR, поэтому услуги психолога могут не пользоваться спросом внутри организации.
  • Административная нагрузка на HR-отдел, а именно подбор психолога, его оплата, администрирование записи, обработка вопросов и запросов сотрудников становятся дополнительным объемом работы для специалистов HR-отдела.
  • Низкий уровень качества услуг такого психолога / психотерапевта. В данном случае речь идет о потенциальной сложности в подборе специалиста, что может быть объяснено отсутствием у HR-функции компетенции выбрать и оценить профессиональные качества терапевта. Учитывая низкий уровень образовательных институций и большое количество квази-обучения, выбор корпоративного психолога требует длительной и глубокой оценки рынка. 


Психологические платформы и профессиональные сервисы.

Этот вид психологической помощи подразумевает обращение к внешнему провайдеру для организации услуг психологического консультирования или же психотерапии для организации. Подобные внешние сервисы предлагают следующие виды услуг: консультации психологов, психотерапию, консультирование в кризисных ситуациях онлайн или очно. К примеру, услугами психологического консультирования таких западных сервисов, как BetterHelp, InsideOut, Talkspace пользуются на условиях подписки как частные, так и корпоративные клиенты. 

Среди плюсов данного вида психологической помощи:

  • профессионально отобранные психологи / психотерапевты;
  • возможность выбора разных специалистов — консультанты платформы чаще всего имеют различную специализацию, опыт и экспертность, и соответственно, смогут покрыть больший спектр психологических запросов ;
  • более высокий уровень конфиденциальности и, следовательно, доверия между клиентом и терапевтом;
  • отсутствие сложностей администрирования и передача ее на сторону подрядчика.

Среди минусов использования платформ: 

  • меньший уровень контроля сотрудников (пользователей платформы / услуг), поскольку администрирование находится на стороне провайдера. С другой стороны, это же является и плюсом для пользователей, поскольку обеспечивает конфиденциальность использования услуги.

Следующий возможный вид поддержки психического здоровья своих людей — это Employee Assistance Program (EAP).

Это корпоративная программа помощи сотрудникам, которая организована как колл-центр и призвана помочь в преодолении личных проблем, которые могут повлиять на физическое, психическое, эмоциональное и финансовое благополучие сотрудника. 

При обращении в колл-центр, консультанты EAP обычно оценивают ситуацию, с которой обратился человек, предоставляют базовую поддержку и при необходимости направляют его к более узкому специалисту (counselor — консультанту по определенному вопросу).

Больше о плюсах и минусах EAP читайте в статье “Employee Assistance Program — преимущества и недостатки программы” на страницах нашего блога.

Тренинги/воркшопы на тему ментального здоровья (well-being).

Этот вариант поддержки — один из наиболее распространенных и понятных видов психологической поддержки сотрудников, который поможет сформировать общие представление о психическом здоровье и обучить основным навыкам психологической самопомощи. Образовательные лекции могут стать отличным дополнением к более комплексному подходу заботы о ментальном здоровье в организации. 

Среди плюсов можно выделить:

  • простоту в организации, так как каждая организация имеет тот или иной опыт организации внутренних тренингов; 
  • большой выбор провайдеров и тематик. 

Недостатки во многом произрастают из достоинств — обобщенность тем и их групповое проведение могут не закрыть конкретные боли и запросы организации. Так, например, после тренингов многие инструменты забываются из-за неприменения их на практике, а часть точечных и более глубоких вопросов, возникающих в процессе, остаются без ответов из-за нехватки времени и отсутствия индивидуального подхода.

Как понять, какой вид психологической поддержки подходит именно вашей компании?

адумываясь о внедрении программы заботы о психологическом благополучии сотрудников, мы предлагаем обратить внимание на следующие факторы:

  • Во-первых, необходимо сформулировать цели и задачи, которые должна решать программа конкретно в вашей организации. Также важно по возможности интегрировать программу в часть организационной стратегии total reward/benefits. Кроме того, возможно последовательное или комплексное использование нескольких инструментов заботы о ментальном здоровье сотрудников — начиная с воркшопов на тему well-being и постепенно внедряя другие сервисы, например, организацию доступа к услугам психологической помощи для всех сотрудников. 
  • Во-вторых, можно провести опрос среди сотрудников или создать фокус-группу для определения проблемы, которую нужно решить через программу благополучия. Это поможет расставить приоритеты и подобрать подходящий формат работы. 
  • В-третьих, возможно проведение аудита психического здоровья внутри компании, которое поможет узнать о текущем состоянии ментального самочувствия сотрудников и определить отправную точку, по которой можно измерять эффективность внедрения новых политик. 

Корпоративный психолог, сервисы психотерапевтической поддержки, EAP, воркшопы о психологическом благополучии — практические методы заботы о своих людях, которые активно используются разными компаниями и доказывают свою эффективность, снижая уровни абсентеизма, презентеизма и одновременно повышая лояльность к компании. 

Команда Mental Code поможет разобраться в них более детально и имплементировать в вашей организации наиболее подходящий для вас вариант.

Забота о психическом здоровье — первый шаг к хорошему самочувствию

Запрос на дополнительную информацию
svg
Как вы о нас узнали *обязательно
Форма подписки на новости
svg
Спланировать встречу
svg
Как вы о нас узнали *обязательно